В Україні до авторів книг ставляться огидно - письменник Павло Белянський
Категорія
Культура
Дата публікації

В Україні до авторів книг ставляться огидно - письменник Павло Белянський

В Україні до авторів книг ставляться огидно - письменник Павло Белянський
Джерело:  online.ua

Блогер Павло Белянський, відомий в мережі як Паштет, заробляє на життя ритуальними послугами, зокрема, його підприємство виготовляє цвинтарні пам'ятники.
За його словами, робота в похоронному бізнесі дала перші поштовхи до написання історій. Павло перевіряв розповіді на своїй аудиторії в Facebook, де у нього сьогодні близько 25 000 передплатників. Розповіді мережевим читачам сподобалися, і в цьому році була випущена перша книга "Я працюю на кладовищі".
"Короткі замальовки про життя і смерть, про величезну любов і дріб'язкові інтереси, про образи і прощення. Відточений стиль, щирість, відсутність химерності не відпускають читача, тож книга читається на одному подиху. На наших очах народжується ще один майстер короткого оповідання", - написано в анотації до його книзі.
А далі Павло написав і випустив другу книгу - "Стоматолог вирішує одружитися". Після цього Белянський вирішив разом зі своїм товаришем Дмитром Вохмяніним відкрити видавництво "ДІПА".
В інтерв'ю ONLINE.UA Паштет розповів, чому в Україні автор стає заручником видавництва, і як можна цю ситуацію змінити.



- Когда родилось уже достаточное количество понятных текстов, чтобы делать из них книги, оказалось, что издательства выставляют авторам крайне грабительские условия. Это низкие гонорары и проценты от продажи, это и огромные сроки выплаты процентов: например, раз в год, причем выплата производится через 90 дней после подписания актов о продаже книги.



Кроме того, столкнулись с тем, что множество книжных магазинов работает только с определенным пулом издательств. Или это сговор, или магазинам так проще, а может быть, и то, и другое — это я не знаю. Но получается так, что автор становится заложником издательства.


Ты идешь в кабалу к раскрученному издательству, и они продают твои книги, как считают нужным. Как хотят — допечатывают, как хотят — платят тебе. И при этом ты на три года, на пять лет отдаешь права на книгу. Выходит, автор практически не может заработать на том, что он написал. Для него литература может быть хобби, может быть каким-то дополнительным небольшим заработком, но не основной работой в условиях нашего рынка.


Я считаю, что это отвратительно, потому что писать — очень тяжелый труд. Для того, чтобы писать один час, литератору приходится пять-шесть часов обдумывать текст. И у него должна быть возможность хотя бы не думать, что ему съесть в то время, пока он пишет.


В связи со всем этим и родилась мысль создать свое издательство. Мы хотим поломать ситуацию с сетями распространения и по-справедливому работать с авторами.


Уже была готова моя первая книга, поэтому решили тренироваться на мне, как на кошечках.


- Речь идет о второй книге, про стоматолога?


- Да, о детективе "Стоматолог решает жениться", он задумывался как серия из пяти-восьми книг. Готова уже первая книга, она продается, дописывается вторая, и есть приблизительный синопсис еще пяти-шести частей.


- Расскажи подробнее — о чем книга, чем она может привлечь читателя?


- Все начиналось как абсолютнейшая шутка. Моя жена - стоматолог, она устроилась в очень серьезную клинику, было сложно, это второй ее опыт работы в коммерческой стоматологии. Но, с одной стороны, это было сложно, с другой — интересно. Я хотел как-то снять ее напряжение, пришел на работу и познакомился с ее начальником — очень колоритным персонажем. И жене сказал: "А давай про него истории сочиним!" Получился такой тренинг: тому, кто выступает перед аудиторией, рекомендуют представлять людей голыми, это снимает волнение. И здесь было так же — покрутить человеком, повертеть, подумать: "А как бы он повел себя в этой ситуации?" Посмеяться над ним.



Павел Белянский и дочь Елизавета


Вот так тихими семейными вечерами мы начали придумывать истории про стоматолога. Просто была шутка, а потом подумалось: почему бы эту историю и не написать? Месяца за полтора она написалась. Показал людям, те сказали, что интересно, хорошо! Потом у меня появился сайт, и я стал там выкладывать отдельные главы — оказалось, что людям это нравится. Более того, заинтересовалось сразу несколько телеканалов...


- Когда я услышал о серии о стоматологе, почему-то сразу подумал о телесериале. Может из-за ассоциаций с "Интернами"...


- Одно потянуло другое. Речь зашла об экранизации или о создании телепродукта на основе книжки, которой к тому времени еще не было. И возникла мысль — а почему бы это не издавать?


Когда я стал превращать разрозненные главы в книгу, я понял, что это можно сделать коммерческим проектом. Хорошо, когда есть литература. Но также хорошо, когда литература имеет четкую коммерческую концепцию.


Именно тогда стало понятно, что это должен быть детектив, это людям интересно, они детективы читают, они их смотрят.


- Раз коммерческая концепция, значит, герои также просчитываются?


- Я размышлял: каким должен быть главный герой, специально смотрел социологические исследования, чтобы понять, кто читает детективы и кто смотрит сериалы. Оказалось, что основная аудитория - женщины от 30 до 45 лет плюс. Все отлично — значит, наш герой должен быть такого-то возраста, с таким социальным статусом, с таким-то духовным запасом. Стало понятно: если все это правильно написать, и с юмором, и с лирическими отступлениями, с линией любовной — получится коммерческий проект, который заинтересует телевизионщиков. И он их заинтересовал.


- Так каков этот герой? Что конкретно должно в нем привлекать?


- Это человек среднего класса, который создал сам себя. Ему 36-40 лет. Он активный, интересующийся и он — небезразличный. За счет своего небезразличия он и попадает постоянно в истории. У нас как раз складывается общество таких небезразличных людей, хотя они, может, и не все в статусе "среднего класса", как наш герой, владелец своего предприятия. Но многие к этому идут, движутся, и это людям интересно. Я и сам человек неравнодушный, попадающий в истории, мне это близко.


- Вернемся к издательству. Как вы надеетесь поломать систему распространения книг?


- Когда стало понятно, что это не просто книга, а особый проект, было логичным создать свое издательство. У книжки будет и медийность, и экранизация, тогда можно попробовать войти в книжные магазины и поломать ситуацию в нашем книгоиздании.


Ведь сейчас в книжный магазин издатель может зайти, только если у него есть пул из тридцати авторов и ста книг. "Тогда мы с тобой беседуем!" Если нет: "Извини, ты просто неинтересен!"


Сейчас идут продажи книг через сайт, через страничку в Facebook. И книга уже заходит в магазины, и не только в Киеве. Когда есть на руках договор с телевизионным каналом - это уже аргумент для общения с владельцами книжных магазинов.


- Так договор уже есть?


- Да.


- Канал?


- Не скажу :) Я не имею права об этом распространяться.


- Если речь идет о молодых авторах - что это за люди? Чем ваше новое издательство может поразить?


- Я не хочу конкретно говорить о том, что мы будем делать, не хочется дарить идеи о том, как попасть в книжные магазины. Но идеи есть.


- Но вы, наверное, хотите и переманить известных авторов?


- Такой задачи нет. У нас множество талантливых молодых писателей, которым крайне сложно дойти к людям со своими книгами. Одну книгу может написать каждый человек. Две — процентов пятьдесят. Третью — небольшое число людей, которые и являются писателями. И мы выбираем людей, у которых есть потенциал написать не менее трех книг.


- Что можно сказать о темах?


- Сейчас много людей вернулось с войны на востоке Украины, у них богатый материал — разнообразный, яркий, живой, настоящий. С этим материалом очень интересно работать.


Есть множество замечательных сетевых писателей, они пишут и на детскую, и на любовную тематику. Это прекрасные авторы, на данный момент они только формируются. И мы с самого начала поставили цель — дать возможность напечататься молодым авторам и дать им заработать.


Невозможно создавать структуру, не думая о том, как она заработает деньги. И, слава Богу, это не наш основной бизнес, то есть, наша идея выше, чем просто желание заработать. Хотя желание заработать, конечно, присутствует, без него это все рассыплется в течение очень короткого времени.


Сейчас обкатаем модель на мне, со мной договориться проще, так как я — соучредитель издательства. Попробуем, как получится со "Стоматолог решает жениться". Если все будет хорошо, попробуем в следующем году по этой же схеме работать с новыми авторами.


Продолжение следует... 


Беседовал Ярослав ГРЕБЕНЮК

Залишаючись на онлайні ви даєте згоду на використання файлів cookies, які допомагають нам зробити ваше перебування тут ще зручнішим

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?